www.elremont.nm.ru Ремонт бытовой техники своими силами
www.elremont.nm.ru
Главная Автор Ссылки Отзывы Форум

03.10.2005

Ремонт стиральной машины "Урал-4".

Ремонт стиральных машин.
12 октября 2005
Автор: http://elremont.nm.ru  

 Предисловие. На этом сайте описаны устройство и типовые неисправности стиральных машин активаторного типа, полуавтоматов и автоматов отечественного производства. Если у Вас проблемы с импортным аппаратом, ремонт стиральной машины можно заказать на сайте http://www.service101.ru

   Деревянные приспособления, облегчающие стирку белья, были известны еще с древней Греции. На стенах усыпальниц Междуречья до сих пор сохранились изображения древней стиральной машины - колеса с лопастями, которые "перелопачивали" белье в чанах. Но все эти приспособления были далеки от совершенства. Стиральной машиной можно назвать аппарат, появившийся в середине прошлого века в Англии. Механизм такой машины приводится в движение паровым двигателем и мог выполнять все операции от замачивания белья до подсиньки. Главным недостатком этой конструкции были нетранспортабельность и громоздкость машины (она заняла бы большую часть нашей квартиры).
   С приходом электрического двигателя появилась возможность сделать стиральную машину компактной, общедоступной и по настоящему бытовой, домашней, какой мы ее привыкли видеть сегодня.
   При эксплуатации и ремонте бытовой стиральной машины необходимо соблюдать основные требования правил электробезопасности. Перед включением ее в сеть необходимо проверить шнур питания и электропроводку схемы - не повреждена ли изоляция, а также отсутствуют ли замыкания токоведущих частей на корпус. В процессе эксплуатации не допускать проникновения влаги к электрическим приборам и электродвигателю.
  При появлении признаков замыкания токоведущих частей на корпус (пощипывание при касании к металлическим частям) пользоваться стиральной машиной недопустимо, в противном случае может произойти несчастный случай, связанный с поражением электрическим током. Машину необходимо отключить от сети, выявить и устранить неисправность. При включенной в сеть машине нельзя одновременно касаться к корпусу машины и к заземленным частям (трубопроводам, кранам и др.). Недопустимо пользоваться штепсельными розетками и вилками с разбитыми крышками, а также поврежденными шнурами, включать или выключать вилку шнура и реле времени мокрыми руками. Нельзя наклонять и переворачивать стиральную машину, включенную в электрическую сеть. Перед осмотром или ремонтом электрооборудования вилку шнура необходимо вынуть из розетки.
   В целях обеспечения длительной безотказной работы стиральной машины необходимо смазывать не реже одного раза в год (после гарантийного срока) подшипник активатора и подшипник насоса. Смазку лучше производить машинным маслом через имеющиеся в подшипниках специальные отверстия. Соблюдение указанных условий и бережное обращение с машиной позволяет намного продлить срок ее службы.
Принципиальная схема стиральной машины "Урал-4" изображена на рис. 1.

Принципиальная электрическая схема стиральной машины Урал-4

Рис. 1 Принципиальная схема бытовой стиральной машины "урал-4"

РВ  - реле времени М1  - электродвигатель активатора
РТК  - реле пускозащитное S1 переключатель режима работы

Она состоит из четырех основных элементов.

  1. Однофазный электрический двигатель переменного тока с короткозамкнутым ротором, имеющим две обмотки: РО - рабочая обмотка и ПО - пусковая обмотка, которая включается только в момент запуска двигателя.
  2. Реле тепловое  типа РТК-1-3У4, которое обеспечивает запуск двигателя при включении сети и защиту его от перегрузок.
  3. Электромеханическое реле времени, которое состоит из часового механизма и электрических контактов, работающих на размыкание цепи после истечения установленного времени. Эти же контакты работают на запуск машины в момент установки продолжительности стирки.
  4. Переключатель выбора режима работы, предназначенный для реверсирования вращения электродвигателя путем изменения полярности включения пусковой обмотки.

В различных модификациях машин устанавливаются приборы, аналогичные перечисленным выше.
Принцип работы электрической схемы. Сетевое напряжение через шнур питания прикладывается к разомкнутым контактам реле времени (РВ). При установке продолжительности стирки контакты РВ замыкают цепь (биметаллический контакт РТ, катушка реле К1) и напряжение сети поступает на рабочую обмотку (РО) электродвигателя активатора М1. При этом в цепи возникает ток, который в 5-7 раз выше рабочего. В результате повышения тока срабатывает реле К1 и замыкает цепь питания пусковой обмотки (ПО), через свой контакт К1.1 и контакты переключателя выбора режима стирки S1. Происходит запуск электродвигателя, значение тока в цепи РО упадет, в результате этого реле К1 отключится и контактом К1.1 разомкнет цепь питания пусковой обмотки. Таким образом, напряжение сети постоянно приложено только к рабочей обмотке электродвигателя М1. По окончании времени, установленного ручкой реле времени (РВ), его контакты разомкнутся и отключат схему от сети.
При перегрузках срабатывает тепловой контакт РТ и электродвигатель останавливается. При его внезапной остановке машину необходимо выключить, установив ручку реле времени на нулевую отметку, стирку можно возобновить через три-четыре минуты.

Неисправности механические.

Увеличение шумов электродвигателя.

Чаще всего это происходит в результате высыхания смазки подшипников и выхода их из строя. Для замены подшипников необходимо:

  1. отключить электродвигатель от схемы, предварительно запомнив или зарисовав расположение проводов, идущих из жгута;
  2. снять его со станины, отвинтив болты крепления;
  3. снять шкив приводного ремня;
  4. отвинтить гайки болтов, крепящих подшипниковые щиты и осторожно, чтобы не повредить резьбы, вынуть из гнезд;
  5. легкими ударами молотка сбить со статора электродвигателя щиты и вынуть ротор. Эту операцию нужно провести с максимальной осторожностью, исключающей возможность повреждения обмоток;
  6. При помощи клина (рис.2) сбить подшипники с вала ротора;

Снятие подшипников

  1. Установить на их место новые. Для этого необходимо подобрать отрезок трубы длиной не более 10 см и внутренним диаметром на 3-6 мм большим диаметра вала электродвигателя. Вначале на вал надевают подшипник, затем трубу и, ударяя по ней молотком, осаживают подшипник до упора;
  2. заложить в подшипники смазку. Для этого подойдет технический вазелин марки ЦИАТИМ-203 или ему подобный;
  3. произвести сборку электродвигателя в обратной последовательности.

В режиме стирки электродвигатель работает, активатор не вращается - соскочил приводной ремень активатора.

Электродвигатель работает нормально, активатор не вращается - недостаточное натяжение приводного ремня.

Из под низа машины вытекает вода - ослабли хомуты патрубков, ослабли гайки подшипников активатора, сработалось или повреждено уплотнение активатора, поврежден один из патрубков.
При переводе машины в режим слива насос не работает - ослабла пружина, прижимающая шкив насоса к шкиву электродвигателя, разрушилась крыльчатка насоса.

Неисправности электрической схемы.

При включении машины электродвигатель не запускается и не гудит.

Ремонт необходимо начать с самого простого - проверки работоспособности электрической розетки, затем, если она исправна, нужно проверить шнур питания на обрыв. Для этого подключают пробник к вилке штепсельного разъема, вскрывают приборную панель машины и перемыкают концы шнура, подсоединеные к клеммам реле времени (РВ), отрезком провода. При отсутствии в нем обрывов пробник покажет замкнутую цепь. Затем проверяют нормальную работу контактов реле РВ. Если при этом причину неисправности выявить не удалось, переходят к испытанию соединительных проводов, реле РТК и рабочей обмотки (РО) электродвигателя. При исправном реле между его выводами клемм КЛ1 и КЛ3 должна быть замкнутая цепь. Убедившись в нормальной работе реле РВ и РТК, проверяют рабочую обмотку. Для этого поворотом ручки установки времени замыкают контакты РВ. При этом, в случае исправности электродвигателя, между выводами вилки штепсельного разъема должна появиться замкнутая цепь.

 Электродвигатель не запускается, слышен гул.

При этом, если активатор вращается свободно, а загрузка машины бельем произведена в пределах нормы, возможны следующие неисправности электрической схемы: плохой контакт К1.1 реле РТК, не работает переключатель выбора режимов стирки S!, обрыв в пусковой обмотке (ПО) электродвигателя, обрыв соединительных проводов. Ремонт в данном случае начинают с проверки исправности переключателя S1 и пусковой обмотки, для чего выводы пробника подключают к клемме КЛ2 реле РТК и к вилке штепсельного разъема. При отсутствии неисправности в вышеперечисленных узлах электрической схемы, индикатор пробника покажет замкнутую цепь. Если эта проверка дала положительные результаты, значит неисправен контакт К1.1 реле РТК. Для ремонта его необходимо отсоединить от схемы, предварительно запомнив или записав расположение проводов, и снять со станины. Затем высверлить заклепки, крепящие его крышку, вскрыть реле и произвести необходимые работы по чистке и регулировке контакта. При обрыве в катушке реле ее не сложно перемотать, сохраняя при этом количество витков и диаметр обмоточного провода. При сборке реле вместо заклепок устанавливают болты М3 с гайками.

Машина после окончания установленного времени стирки не выключается.

В этом случае неисправны или "залипли" контакты реле времени.

 Установленное на машинах реле времени обычно позволяет регулировать время стирки от 0 до 6 мин. Цикл работы машины следующий: 50 с - вращение в одну сторону, 10 с - перерыв, 50 с - вращение в другую сторону, 10 с - перерыв и т.д. Некоторые модели стиральных машин не могут работать в таком режиме - это не заложено в их конструкцию (они крутят активатор только в одну сторону). В этом случае стиральную машину можно улучшить см. Модернизация стиральной машины , где предлагается устройство реверса электродвигателя СМ. Это устройство подойдет и в случае выхода из строя циклического реле времени.
Если в доме появилась новая машина не торопитесь прежнюю снести на свалку. Её детали могут пойти на изготовление других весьма полезных вещей. Например мотор можно использовать для привода самодельных механизмов - циркульной пилы, наждачного точила, токарного станка. Насос может пригодиться для поливки сада.

Всего хорошего, пишите by  © 2005

Главная Отзывы О себе Ссылки Форум